Passion for fashion. Кутюрье, изменившие теннисную моду

Passion for fashion. Кутюрье, изменившие теннисную моду

Жан Пату ввел в теннисную моду плиссированную юбку до колена. И именно в ней, а также в кофте без рукавов и в повязке на голову вместо шляпки появилась на корте "Уимблдона" Сюзанн Ленглен, совершенно шокировав тем самым почтенную публику.
Статьи
4431
Фото: CORBIS

Сегодня теннисные костюмы – что для женщин, что для мужчин – оригинальны и разнообразны. Все крупные спортивные бренды выпускают по несколько коллекций за год, экспериментируют с цветом, моделями и материалами. Основной проблемой современного спортсмена-любителя является невозможность купить и носить сразу всё, что нравится – слишком богатый выбор. GameSetMatch.ru решил вспомнить о главных новаторах в мире теннисной моды.

255b6e9c3d74
Тед Тинлинг в окружении теннисисток, для которых он шил платья

Эволюция женского платья

Но раньше вопрос со спортивной формой решался намного сложнее. Прежде всего, это касается женского тенниса. К мужской одежде изначально были менее строгие требования, а вот к женской подходили очень сурово. Конечно, это было связано с положением женщины в обществе в целом, с представлениями о том, как должна выглядеть порядочная леди. Поэтому достаточно долгое время каждое изменение женского теннисного костюма сопровождалось маленькой революцией.

К примеру, когда в 1860 году женщин впервые допустили на соревнования по теннису, их «спортивный» костюм представлял собой длинное, до земли, платье с оборками, нижними юбками, длинными рукавами и корсетом, шитое в основном из фланели или саржи. Дополнялось оно шляпкой, чулками и туфлями на каблуке. Приличной женщине не пристало носиться по корту, как угорелой, надо было играть размеренно и элегантно.

Но со временем азарт и желание победить постепенно берут верх, и женский теннис начинает «убыстряться». Вместе с этим возникают новые требования и к костюму, который крайне неудобен для подвижных игр.

В 1884 победительница “Уимблдона” Мод Уотсон «вывела» на корт белый цвет, который отлично скрывает пот и делает игру под жарким солнцем более комфортной.

С тех пор, по регламенту “Уимблдона” все одежды теннисистов должны быть белого цвета. Через несколько лет, победительница этого же турнира 15-летняя Дотти Лот едва избежала больших проблем с организаторами из-за длины своей юбки, которая доходила только до щиколотки. Скандал удалось погасить тем аргументом, что эта юбка являлась частью её школьной формы. В 1905 году американская теннисистка Мэй Саттон освободилась от корсета, надев для игры рубашку своего отца. Но она вызвала порицания тем, что закатанные рукава открывали всем её запястья.

В 20-х годах ХХ века прогремела первая серьёзная революция в женской спортивной форме. Её устроила французская теннисистка Сюзанн Ленглен при помощи своего кутюрье Жана Пату.

Жан Пату

Жан Пату, которого по праву можно назвать первым дизайнером спортивной одежды, родился 18 августа 1880 года в Нормандии и свое первое ателье открыл в Париже в 1912 году. Но вскоре ему пришлось оставить его и уйти на войну. В 1919 году, после окончания войны, Жан Пату открыл новый салон в Париже. Платья модельера, украшенные фольклорными вышивками и узорами в стиле модерн, быстро завоевали успех.

Однако наибольшую популярность ему принесло направление спортивного костюма. Жан Пату шил целые коллекции для различных видов спорта: верховой езды, рыбалки, гольфа, тенниса, плавания, лыжного спорта и проч. Его модели были не только красивыми и новаторскими, но и самыми комфортными из предлагаемых в то время на рынке.

Жан Пату ввел в теннисную моду плиссированную юбку до колена. И именно в ней, а также в кофте без рукавов и в повязке на голову вместо шляпки появилась на корте “Уимблдона” Сюзанн Ленглен, совершенно шокировав тем самым почтенную публику.

Особую благодарность Сюзанн стоит вынести за то, что она окончательно и бесповоротно избавила женщин-спортсменок от неудобного корсета.

Сюзанн Ленглен никогда не одевала один и тот же наряд дважды. Жан Пату шил ей новый костюм к каждому матчу. «Летающая француженка» ввела в моду яркие цвета – публика каждый раз обсуждала её разноцветные повязки на голову и свитера в тон – а также выходила на корт в укороченных чулках, которые были чуть выше колена. Даже в самый жаркий день Сюзанн появлялась перед матчем в шубе или отстроченном мехом пальто.

lenglen

Сама тогда ещё того не зная, французская теннисистка дала «путёвку в жизнь» ещё одному «революционному» спортивному модельеру. На один из её матчей не явился судья, и судить попросили тринадцатилетнего Катберта Коллингвуда (Теда) Тинлинга. Сюзанн так понравилась его работа, что она потребовала, чтобы отныне он судил все её матчи. Они сотрудничали около двух лет. Она же помогла ему устроиться в Уимблдонский турнир, где он сначала был координатором между игроками и оргкомитетом, а потом занял должность мастера-распорядителя.

Тед Тинлинг

В 21 год Тед начал заниматься дизайном одежды, и к 1939 году у него уже было своё ателье с примерно сотней работников. Однако и здесь война внесла серьезные изменения в планы развития бизнеса. Тинлинг оставил свое дело и стал сотрудником британской военной разведки. Вернувшись с фронта, он вновь занялся дизайном одежды, однако в условиях послевоенной экономики дорогие и роскошные платья, на которых он специализировался ранее, уже не пользовались спросом. Так как Тед всё ещё имел близкие отношения со Всеанглийским лаун-теннисным клубом, то он решил попробовать себя в разработке спортивной одежды. Это решение сильно изменило траекторию его дизайнерской карьеры.

С самого начала Тед Тинлинг «пробовал на прочность» терпение консервативного “Уимблдона”. Его платье для Джой Гэннон с цветными окантовками подола вызвало раздражение администрации.

Но настоящая «бомба» взорвалась в 1949 году, когда американская теннисистка Гертруда (Гасси) Моран вышла на корт в коротенькой юбке из-под которой виднелись панталоны с кружевом.

Фотографы ложились на землю, чтобы запечатлеть её с самой низкой точки.

eb1580de0451

Интересно, что это был наряд-замена: изначально Гасси должна была выходить на корт в платье, у которого оба рукава и юбка были разных цветов. Организаторы строжайше запретили ей надевать его на турнир.

Этот выход сделал Гасси звездой – её наперебой приглашали на интервью и выступления, её фото было опубликовано на первой полосе в The Daily Express пять раз в течение недели – и сильно рассорил Теда Тинлинга со Всеанглийнским лаун-клубом.

Успехи Гасси в теннисе не были выдающимися, и она быстро закончила карьеру. Впоследствии, проработав ведущей на радиостанции и создав собственную контору по дизайну одежды, Моран умерла отшельником в маленькой голливудской квартирке в 90 лет в окружении четырёх кошек.

58e2c1dcd7ca

Что касается Тинлинга, за привнесение «греховности и вульгарности» в благородный вид спорта, он на 33 года стал персоной нон грата на “Уимблдоне”.

Однако это событие только увеличило поток теннисисток, желающих одеваться у Тинлинга. В 50-70-е годы он был самым востребованным и популярным спортивным модельером. Ну и конечно же самым оригинальным и провокационным.

d7cd004968a7
Леа Периколи на “Уимблдоне”-1955

Это он автор костюма Билли Джин Кинг на «Битве полов», юбки из перьев Леа Периколи на “Уимблдоне”-1955, золотых шорт Кэрол Фагерос, из-за которых ей запретили участвовать в турнире, пока она не оденет традиционные белые, а также «космического» белого комбинезона Энн Уайт на “Уимблдоне”-1985, из-за которого её сняли с соревнования в первом же круге.

216098756af1

Дизайнер всегда называл белый «цветом моек» и старался привнести хоть немного цвета в спортивную одежду даже в условиях самых жестких правил. Его костюмы всегда были оригинальны и индивидуальны, как и теннисистки, носившие их:

Когда вы одеваете игрока, то должны принимать во внимание не только его личность, но и стиль игры. Я ни разу не осмелился сделать наряд теннисистке, не видя её на корте. Иногда человек и игрок сильно противоречат друг другу.

Для каждой своей звёздной клиентки (а других у него не было) модельер придумал свой цветок, который вышивал на одежде.

Тед Тинлинг всегда горячо поддерживал женский теннис. Он стал официальным кутюрье и распорядителем первого женского профессионального турнира Virginia Slims, который проводился под эгидой WTA. Официальное примирение с организаторами “Уимблдона” состоялось у него только в 1982 году. А в 1986 году Тед Тинлинг стал членом Международного зала теннисной славы. Умер модельер в 1990 году. Эпитафия на кладбище в Истбурне напомнит одну из лучших цитат Тинлинга: «В жизни есть два типа классов: первый класс и те, у кого его никогда не будет».

06 Nov 1960, London, England, UK --- Ted Tinling with Karol Fageros, (USA) The Hurlingham Club London circa 1960 --- Image by © Michael Cole/Corbis
Тед Тинлинг с Кэрол Фагерос, Лондон, 1960 г.

Конечно, до сих пор периодически на кортах происходят «модные потрясения». К примеру, сёстры Уильямс изначально удивляли публику своими причёсками, обилием украшений, оригинальными нарядами. Стоит только вспомнить Серену Уильямс в комбинезоне с шортами на US Open-2002 или в джинсовой юбке и сапогах в 2004-м.

Однако в связи с тем, что наше время характеризуется намного меньшим количеством условностей, ограничений и запретов и намного большими возможностями для самовыражения и выбора отвечающей индивидуальным требованиям комфорта формы, то и масштаб революций сейчас уже совершенно не тот.

Фото: Rex Features, Corbis, Fred Perry

Тэги
Комментировать
Комментарии

 

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

 

 

Game Set Match