Женщина с обложки: образ теннисистки сквозь призму времени
Как менялся женский образ теннисисток на обложках глянцевых журналов: от длинных платьев — к мини, от светской забавы — к профессиональному спорту.
В детстве меня всегда завораживал огромный стеллаж с книгами в доме бабушки. Читать я ещё не умела, поэтому внутренний мир книги без картинок толщиной с полбатона дарницкого хлеба меня не очень привлекал, подумаешь. А вот различные переплёты, кожаные обложки, корешки, украшенные золотыми завитками — их я могла разглядывать часами. Похожие трепетные чувства ощущаю, когда рассматриваю старинные печатные издания, в них есть своя красота, история и атмосфера.
Наткнувшись на разные подборки теннисных обложек журналов, первое, что пришло на ум — это менявшаяся от десятилетия к десятилетию мода, а вместе с этим и отношение к женщине в спорте, её становление (не побоюсь этого слова) в теннисе.
Леди на корте
Длинные платья или юбки в пол и элегантные шляпки. И теннис воспринимается как танцы или игра на музыкальном инструменте — часть образования светской барышни. Женский теннис появляется на обложках журналов «Хорошая домохозяйка», «Мать и дом», «Домашний журнал для женщин», «Американская девушка». Скромность, интеллигентность и благородство девушек в белых теннисных одеяниях.
Теннис диктует моду
С самого начала теннис показывает свою элитарность. Это не просто светский вид спорта, в первую очередь это красота линий, свои традиции, наряды и круг общения. На страницах Vogue, Royal, La Vie Parisienne («Парижская жизнь») женщина изображена как балерина на корте, как модница в толпе зрительниц в шляпах с широкими полями. Тут нет спортивного накала страстей или лиц, искажённых в стараниях, только грация, мода и внимание мужчин к законодательницам стиля – так выглядит теннисистка.
Путь к успеху
Главная цель барышни из высшего общества да ещё и с хорошим образованием — удачно выйти замуж. Постеры и обложки журналов 1920-30-х гг. тонко намекают нам на то, что женщина — украшение мужчины на корте.
Юбки становятся короче, макияж ярче, а сатирические журналы уже подписывают поцелуй мужчины и женщины через теннисную ракетку «Net point» (очко у сетки).
Шаг к самостоятельности
Постепенно элегантные юбки превращаются в шорты, а рекламодатели понимают, что можно заработать на образе самостоятельной леди, которая до корта перемещается либо на велосипеде, либо на автомобиле, пьёт колу, покупает теннисные аксессуары и курит папироски, как её любимая киноактриса.
И постепенно она уже не просто напарница мужчины на корте и его неумелое дополнение, женщина становится самостоятельной единицей, которая способна показывать хорошие спортивные результаты.
Равенство
Так спорт уравнивает мужчину и женщину. И дамы со своим светским хобби становятся спортсменками с твёрдым характером. Теперь всё чаще красота и мода изображаются через атлетичность фигуры и боевой дух, а на обложках журналов и иллюстрациях появляются спортивные эмоции, а не просто улыбающиеся напудренные личики.
Sex, drugs & rock’n’roll
Конечно, с равенством и свободой слова и самовыражения в образ девушки и уж тем более спортсменки в мини приходит понятие открытой сексуальности. Колышущиеся на ветру юбочки и порой эротические выкрики на корте тому в помощь.
Примером тому служит небезызвестная фотография Мартина Эллиотта «Теннисистка» (1976 г.). 18-летняя Фиона Батлер позирует на корте, стоя спиной к камере и задрав одной рукой юбку, показывая, что на ней нет нижнего белья.
Снимок стал отражением идеи сексуальности женщины в теннисе, спортивные навыки снова отходят на второй план.
Фотография разошлась большим тиражом в календарях и постерах. Более того, об успехе снимка свидетельствует и пародия на него: в 2000-м году Кайли Миноуг снялась для GQ в похожем стиле, встряхнув СМИ заголовками «Кайли Миноуг играет в теннис обнажённой».
Но тут уже каждый выбирает в теннисе своё.