История теннисных кроссовок: от парусиновых туфель к Стэнам Cмитам и Найкам
Теннисные туфли в разных комбинациях парусины и резины десятилетиями царствовали на теннисном корте. Но Стэн Смит, впервые выступив в кожаных кедах, запустил новую волну высокотехнологичной обуви. Да, кожа изменила массовое сознание в конце 60-х, начале 70-х и заставила иначе взглянуть на теннисную обувь.
“Это была единственная кожаная пара обуви на теннисном корте, – рассказывает Смит, двукратный чемпион турниров “Большого шлема” и тёзка одних из самых популярных кроссовок в истории тенниса. – Она считалась высокотехнологичной, по сравнению с привычной парусиновой обувью. Такие кеды хорошо держали стопу, это был прорыв относительно предыдущих моделей”.
Но история легендарной модели Adidas Стэн Смит уходит корнями в историю глубже, чем первое лицо её рекламной кампании.
Как всё начиналось
Кеды с резиновой подошвой и парусиновым верхом украшали теннисные корты ещё в 19 веке. В 1839 году Чарльз Гудиер начал разрабатывать вулканизированную резину, химически-измененную версию резины, более устойчивую к высоким температурам. Другие компании последовали этому примеру и вскоре вулканизированная резина в сочетании с парусиной пришла в спортивную обувь.
Различные варианты обуви начали приобретать популярность в начале 20-го века. Американская Резиновая Компания (позже Uniroyal) представила свои кеды в 1916-ом – первая массово популярная модель в теннисе. В 1917-ом Сonverse представила модель All-Stars. Adidas выпустила на рынок первую теннисную модель в 1931 году.
Авторский дизайн для кроссовок первым сделал чемпион мира по бадминтону Джек Пёрселл, разработав модель для канадской компании Goodrich, которая потом легко и быстро пробралась на теннисный корт (Converse выкупила права на эту культовую модель в 70-х).
Парусиново-резиновая комбинация оставалась нормой с 1800 по 1960, и даже позже, многим компаниям удалось создать настоящие хиты продаж, например Dunlop Green Flash и Dunlop Volley, получившие огромную популярность.
Смит вспоминает, что большинство игроков в 60-х носили или Converse или Jack Purcell. “Выбора особо не было”, – говорит Смит.
“И я не помню, чтобы кто-то заморачивался на обуви”.
Вскоре всё изменится.
От Робера Эйе к Стэну Смиту
В 1960-е годы Adidas решила поменять правила игры. К парусине и резине Adidas первой добавила кожу. В 1964 лицом рекламной кампании был избран французский теннисист Робер Эйе. Но пару лет спустя после появления французской знаменитости на язычке ботинка, Робер Эйе завершил карьеру, и Adidas пришлось искать новую звезду. Они обратились к американцу Стэну Смиту, который стал рекламировать кеды Эйе в 1971 году.
До сотрудничества с Adidas Смит по-прежнему играл в кедах производства Uniroyal (в настоящее время принадлежит Michelin), а однажды выступал в Dunlop Volley. Но он не мог упустить возможности стать лицом рекламной кампании и перешёл на кожаный ботинок Эйе.
“Ну, это было интересно, – рассказывает Смит. – Это была единственная кожаная обувь [для корта] в то время, у неё уже появились свои почитатели, для тенниса это было уникально. Мне потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть, но, в целом, было очень удобно”.
В этих кедах Смит выиграл два “Больших шлема”, и постепенно его имя вытеснило имя Эйе. Хотя конструкция ботинка практически не изменилась, Смит говорит, что он предложил зафиксировать язык и добавить защиты вокруг ахиллова сухожилия – благодаря этому появился знаменитый выступ на заднике.
В 1970-е годы, у Adidas быди кеды Стэна Смита, Рода Лейвера и Илие Настасе. Именно тогда, по словам Смита, три характерные полоски Адидаса были добавлены в дизайн кросовок. На обуви Смита и Лейвера не было полосок.
“Однажды мы играли на грунте и Лейвер надел мою пару, – рассказывает Смит. – На резиновой подошве они больше подходили для грунта, чем его на полиуретановой. Я сделал пару снимков Рода в моих кедах».
Стэн Смит задал моду на кожу и другоие компании последовали примеру Адидас. Началась эволюция материалов.
Технологический прорыв
После того, как Adidas сменил материалы, другие бренды тоже переключились на кожу. Сначала K Swiss Classis добавила кожу, а затем Puma в модели Match и Nike в модели Wimbledon – в которых выступал Макинрой – в конце 70-х – начале 80-х.
Поскольку всё больше компаний внедряли кожу, другие материалы вступили в бой. В 1970 году Adidas запустила модель Rod Laver с полиуретановой подошвой, замшей на мыске и сетчатым верхом – это был большой шаг к новым материалам.
Конструкция изменялась и в 80-е, Макинрой внёс свою лепту в эти перемены. По мере того, как популярность Nike росла, дизайнер Тинкер Хэтфилд запустил новую модель Nike Trainer 1 с боковой поддержкой, предотвращающей движение стопы из стороны в сторону благодаря дополнительной липучке, и более толстой подошвой, чем у теннисных туфлей, но все же меньшей, чем у беговых кроссовок. Эти кроссовки сначала завоевали корты, а потом спортивные залы. В 1986 году, до массового запуска модели в 1987 году, Макинрой попросили у Nike что-то более современное к своему возвращению в теннис.
“Ребята из Nike прислали мне подборку разных прототипов на пробу; один из них попал туда случайно, его даже не планировали изначально посылать мне, так как он был бесперспективен”.
“А мне он показался просто замечательным”, – говорит Макинрой. Nike запустила серийное производство этой модели, и когда Хэтфилд об этом узнал, он очень просил Макинроя не носить эти кеды на турнирах. “Как только я их надел, я такой говорю, ребята, это то, что нужно. С этим надо работать, нам надо двигаться в этом направлении. Они отлично сидели на ноге”, – рассказывает Макинрой.
Хэтфилд говорит, что Макинрой не должен был носить эту обувь, поэтому, когда он его увидел в этих кедах на турнире – это был “ни с чем не сравнимый опыт”. Но Макинрой начал выигрывать, и Найк сдалась и отправила ему две версии кроссовок с подошвой для грунта и травы. “В них я получил необходимую поддержку стопы, потому что у меня были некоторые трудности с растяжением связок голеностопа, – рассказывает Макинрой, – благодаря им появился прыжок, которого мне так не хватало на корте”.
К середине 90-х Nike дифференцировала свое теннисное предложение, экипировав Пита Сампраса в Air Oscillate и Андре Агасси в Air Tech Challenge III, оба дизайна разработанные Хэтфилдом.
“Я до сих пор могу носить эти кроссовки, – говорит Сампрас. – На протяжении всей моей карьеры они сидели идеально по ноге. Соответствовали всем мои требованиям”.
Сампрас говорит, что он “рискнул” с этими кроссовками: Хэтфилду пришлось пойти на хитрость, чтобы Пит их померил, он пригласил его поиграть в баскетбол и сказал ему, что это модель для баскетбола. Хитрость сработала для 14-кратного чемпиона турниров “Большого шлема”.
Nike далеко не единственная компания, которая предлагала выскотехнологичную обувь к 90-м годам: New Balance, Puma, Converse (авторская модель Джимми Коннорс), Adidas (с новинками для Ивана Лендла и Стефана Эдберга), Wilson, Diadora, K Swiss, Lotto и Fila – все вышли на рынок теннисной обуви, мастерски экспериментируя с материалами и моделями.
Внедрение кожи в 1960-е годы задало новую, высокотехнологичную траекторию развития для теннисных туфель, история которых уходит корнями в парусину и резину.
Источник: SI