История теннисного судейства: как система Hawk-Eye изменила игру

История теннисного судейства: как система Hawk-Eye изменила игру

Перым рейтинговым турниром для Hawk-Eye ровно десять лет назад стал Miami Masters 2006, тогда известный под именем NASDAQ-100 Open.
Статьи
4251
Фото: REUTERS/Jason Cairnduf

8 сентября 2004 года Серена Уильямс, проиграв в четвертьфинале US Open Дженнифер Каприати, пала жертвой четырех очевидно ложных решений судей: как линейных, так и одного из самых возмутительных в теннисной истории, принятого судьей на вышке, когда мяч, попавший в корт, засчитали в аут. И всё это только в третьем решающем сете.

“Хок-ай*, пожалуйста, – сказал комментатор Джон Макинрой в какой-то момент. – Это доходит уже до смешного” (*hawk-eye – дословно ястребиный глаз, – прим. GameSetMatch.ru).

Матч спровоцировал дискуссию о том, что теннис нуждается в моментальных повторах или какой-то другой усовершенствованной технологии фиксирования попадания мяча – этим в то время пользовались только для трансляции матчей – и, таким образом, ознаменовал начало изменений в теннисном судействе.

Люк Аггас, директор британского бюро Hawk-Eye Innovations, рассказывает, что в начале 2000-х, по мере того, как технология совершенствовалась, телекомпании – от BBC до ESPN – приняли Hawk-Eye на вооружение. А после нескольких инцидентов, типа матча Уильямс-Каприати, эта технология смогла навсегда поменять судейство в теннисе.

Так полюбившаяся теннисистам Hawk-Eye изначально была создана для крикета. Основатель Пол Хоукинс занимался этим видом спорта и придумал её для повторов в трансляциях. Вскоре её стали применять и при показе теннисных матчей. При том, что телезрители оценили точность технологии, организаторы теннисных турниров и даже Международная Федерация Тенниса (ITF) не могли дальше игнорировать её бесспорные преимущества. После судейского фиаско на US Open 2004, Hawk-Eye получил свой шанс. В 2005 систему стали тестировать на стадионе Артура Эша, и в конце года ITF работала с Hawk-Eye, ATP и USTA над её внедрением. К октябрю 2005 система отвечала всем необходимы требованиям.

Видеокамера системы Hawk-eye в Domain Tennis Centre (Австралия). Изображение: Sam Rosewarne
Видеокамера системы Hawk-eye в Domain Tennis Centre (Австралия). Изображение: Sam Rosewarne

Технология Hawk-Eye отслеживает траекторию мяча при ударе о корт, сопоставляя изображения, полученные с десяти высокоскоростных видеокамер, расположенных в разных точках вокург корта. Впервые она была применена в конце 2005-го на ветеранском турнире в Альберт Холле, а затем в начале 2006-го на Кубке Хопмана.

Перым рейтинговым турниром для Hawk-Eye ровно десять лет назад стал Miami Masters 2006, тогда известный под именем NASDAQ-100 Open.

С десяток турниров использовали Hawk-Eye в 2006, US Open в их числе. Сейчас технология применяется более, чем на 95 турнирах ежегодно, включая три турнира “Большого шлема” (Открытый чемпионат Франции не использует Hawk-Eye).

“В качестве единственной системы, одобренной ITF, Hawk-Eye усовершенствовали на еженедельной, почти ежедневной основе”, – рассказывает Аггас. “Конечно, уже десять лет прошло с момента её запуска – все это время технологии камер сильно прогрессировали. Нам это позволило повысить точность и надежность”, – добавляет он. Чтобы удостовериться в надёжности системы, на стадионе Артура Эша Hawk-Eye тестируют по 14 часов в день в течение 14 дней подряд. Аггас говорит, что у системы есть достаточный запас прочности: даже если будет перебой в питании, или камеру случайно заденет один из зрителей, она по-прежнему будет работать.

Развлечение стало неожиданным побочным продуктом технологии. Повтор Hawk-Eye, инициируемый игроком, что только усиливает интригу, занимает в среднем 5-10 секунд. Повтор выводится на огромные экраны стадиона, позволяя болельщикам, игрокам и судьям увидеть результат в один момент”. Иногда спортсмены срывают овации, пока ждут результата Hawk-Eye”, – говорит Аггас. Тут найдена тонкая грань между сиюминутным результатом и развлечением, которое дает система.

По словам Аггаса, технология Hawk-Eye позволяет оператору получить результат на экран за полсекунды. Но в будке сидит ещё независимый судья, который проверяет точность данных. И потом нужно обрезать видео до нужного момента и отослать на экран стадиона. Как раз набегает пять секунд, чтобы раззадорить толпу в ожидании решения.

Фото: СNN
Независимый судья, перепроверяющий данные системы Hawk-eye в реальном времени. Фото: СNN

Но не только игроки и зрители ждут с нетерпением результат. “В начале судьи на вышке и линейные очень переживали, когда их судейство оспаривалось, – рассказывает Аггас. – В течение сезона игроки стабильно выходили на показатель 30% оспоренных решений. То есть 70% правильного судейства – это хороший результат для судей на линии и на вышке”.

По словам Агасси, ушло какое-то время на то, чтобы  судьи стали воспринимать Hawk-Eye как вспомогательный инструмент в своей работе. “У нас у всех общая цель, – говорит Аггас. – Сейчас им интересно наблюдать за развитием технологии”.

Официальной статистики не ведётся, но Hawk-Eye позволил оценить, насколько лучше остальных видят мяч высококлассные судьи на вышке. Мир теннисного судейства столкнулся с первым резким изменением примерно 30 лет назад, когда впервые был разработан кодекс поведения и, по согласованию с ITF, унифицирован регламент применения правил игры.

Фото: skysports
Фото: skysports

К 1999-му году ITF, ATP и WTA создали совместную программу сертификации. В первый раз в истории теннисного судействе одна сертификация была признана всеми тремя организациями.

С тех пор ITF разработала глобальную программу по улучшению судейства на всех уровнях. Судьи начинают с национального уровня, пройдя обучение они могут претендовать на зелёный значок, также известный, как первый уровень. Белый значок означает второй уровень. Третий уровень подразделяется на три категории судей на вышке международного класса: бронзовый, серебряный и золотой значок. В настоящее время золотым значком обладают не более тридцати судей по всему миру.

И в последние десять лет у них появился дополнительный помощник – Hawk-Eye. За это скажите спасибо 8 сентября 2004 года.

Источник: SI

Тэги
Комментировать

 

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

 

 

Game Set Match